А. Вивальди. Времена года. Весна

А.Вивальди Времена года Весна
Скрипичные концерты "Времена года" ("Four Seasons") - самое известное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди и одно из популярнейших музыкальных произведений эпохи барокко. В данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому эти шедевры музыкального искусства пережившие и славу, и забвение, до сих пор всенародно любимы в любой стране.

Написаны концерты в 1723 году и еще при жизни Вивальди произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством.

Каждый из 4-х концертов посвящен одному из времен года. В свою очередь, каждый концерт состоит из 3-х частей (по три месяца каждого времени года). Каждому из концертов соответствует сонет, сочиненный, по мнению специалистов, самим Антонио Вивальди и в котором заложена литературная программа музыки.

Весна - это первый концерт из цикла "Времена года".

В нем при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Весна:

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пе с.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Беззаботная мелодия 1-го концерта передает радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передает звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.

Содержание цикла Вивальди гораздо богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Любому тогдашнему просвещенному слушателю было ясно, что автор музыки подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические наме ки и побочные смыслы были характерны для времени барокко и понятны людям той эпохи.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Радостная беззаботная мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro - часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка и летняя гроза.

Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть.

Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса».

Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую. Настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Главным героем цикла выбрал солирующую скрипку и смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок! выбрал солирующую скрипку,

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.

Автор: Венская И.С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *