Методическая работа

О. Черенкова: Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения игре на музыкальном инструменте индивидуально и в ансамбле

Методическая работа

Автор: О.В. Черенкова

Институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет повышения квалификации специалистов образования.

Квалификационная работа

Минск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
1.1 Научно-методическое обоснование
1.2 Пути развития технических навыков учащихся 10

ГЛАВА 2. АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе представлены материалы, обобщающие опыт работы учителя по классу балалайки ГУО «Гимназия №15 г. Минска» Черенковой О.В.

Материалы педагогического опыта затрагивают актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе обучения игре на музыкальном инструменте и игре в ансамбле. Повышения уровня технических данных учащихся в классе балалайки.

Сущность опыта заключается в постоянном взаимодействии исследовательской стороны преподавания предмета, творческого подхода к созданию новых систем обучения на основе традиционных и практического применения этих систем в процессе обучения. Весь накопленный и созданный материал направлен на получение качественного и максимального результата.

Постоянное повышение уровня преподавания в соответствии с современными требованиями общества, развитие духовных качеств учащихся – это и есть ведущая идея при работе с учащимися. Наблюдать за происходящим процессом обучения и делать точные выводы по реализации новых методов и форм, работать над решением небольших, но множественных задач ради решения одной главной проблемы, использовать опыт давно разработанных педагогических технологий в свете современности – вот то, от чего отталкивается постановка проблемы в данной работе. В соответствии с этой проблемой формируется цель.

Цель духовно-нравственного воспитания – становление личности, обладающей разными положительными качествами и способной к саморазвитию.

Цель духовно-нравственного воспитания предполагает решение основных педагогических задач: обучающей, развивающей и воспитывающей.

Обучающая задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть на музыкальном инструменте, освоить приемы исполнения, уметь управлять звуком и владеть основными теоретическими знаниями, применяя их на практике.

Решение второй задачи определяет развитие музыкального слуха, моторики и координации рук, развитие воображения и творческого мышления.

Воспитывающая задача направлена на создание комфортной среды для творчества, общения, которое определяет место личности в социальном обществе, его отношения с близкими людьми, его отношение к культуре своего народа, определение его роли в гражданском обществе, чувство патриотизма, гражданственности и нравственности.

Каждая из этих задач очень важна, но важнее провести их решение в совокупности, неотделимо друг от друга. Только при взаимодействии всех направлений по решению этих задач можно гарантировать достижение главной цели.

Актуальность опыта

В данное время дети подвержены негативным влияниям окружающей среды. Из-за этого у многих утрачены основные ценностные качества. Посещая факультативные занятия «игра на музыкальном инструменте», учащиеся имеют возможность через непосредственное общение с музыкальным инструментом обогатить свой внутренний мир, познать великие примеры музыкального искусства и приобрести знания, которые помогут им на достойном уровне проявлять себя в творчестве и общении.

ГЛАВА 1
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
1.1 Научно-методическое обоснование
Понятие духовного воспитания сопровождает человека с самого рождения. От природы в душе заложена чувственность. И дальнейшие условия жизни человека способны повлиять на развитие этой чувственности или же, наоборот, на угнетение чувств.

Если человек с начала своей жизни видит в большинстве лишь негативные ее стороны, то чувственность убывает, и восприятие положительных моментов в жизни становится неправильным. Хорошее событие вызывает не радостные эмоции, а раздражение, злость, ожидание чего-то неизвестного, но заведомо определяемого как негативное.

Если же человек с рождения окружен заботой и лаской своих родителей, близких, друзей, то чувственность его души возрастает, и восприятие им окружающего мира становится легким, открытым, способной трудится во благо. Сначала человек учится принимать любовь, добро и нежность и очень скоро у него возникает необходимость не только принимать, но и отдавать такие же чувства взамен. Если человек научился дарить свои чувства, значит, постепенно он научится терпению и смирению.

Этот набор чувств невелик, но именно он составляет основу для правильного духовного воспитания. Такой человек будет легко воспринимать интересную красивую музыку, с удовольствием смотреть на хорошие картины, сопереживать героям литературных произведений. Знакомясь с произведениями искусства, ему будет интересно, он будет стремиться увидеть в них что-то свое и постигнуть свою душу через чувствование создавшего это произведение автора.

С точки зрения психологии, душа – это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов. Проявляется дух в высших свойствах духовности – религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости. Духовность – это состояние души человека, а воспитание – это процесс взаимодействия наставника и воспитанника.

Учитель должен продолжить духовное воспитание, но для этого ему нужно с чего-то начинать. Каким будет новый ученик? Чему научилась его душа к приходу на урок? Много вопросов задает себе учитель, знакомясь с учеником. Ответы на эти вопросы он получит в процессе общения с учащимся, наблюдая за его восприятием музыки, за его отношениям к занятиям.

Нравственное воспитание требует не меньше внимания, чем духовное. В процессе обучения нельзя заставлять учиться, необходимо научить учиться. Учащийся должен сам стремиться узнать что-то новое для себя, у него должен быть стимул интересоваться событиями в мире музыки. Инструмент в руках ученика должен быть его частью, одним целым, но не предметом для пытки. Факультативное занятие, как форма процесса обучения, превращается в интересную встречу с музыкальными звуками, создающими любимые и трогательные образы, знакомые с раннего детства. В беседе с учащимся можно выяснить: о чем он думал, что вспоминал, что представлял себе во время звучания музыки. Анализ его поведения, наблюдение за его эмоциями даст учителю возможность составить картину духовного и нравственного развития учащегося на данном этапе.

Академик Б. Т. Лихачев отмечает три условных возрастных стадии нравственного развития:
— развитие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. В основном в этот период человек не выделяет себя из окружающего мира и ориентируется в своих отношениях с миром на систему внешних требований;
— развитие нравственного сознания – предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Здесь человек воспринимает окружающий мир противопоставленным себе, как то, что «не Я». В таком мироощущении отношение человека к наличному бытию вариативно, в зависимости от ситуации оно бывает враждебным или сочувствующим, потребительским или поддерживающим;
— развитие нравственного мышления – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. В своем мироощущении человек поднимается до осознания своей ограниченной связи с окружающей реальностью, осознает себя частью человечества, его прошлого и будущего. Такое восприятие рождает чувство совестливости, личной ответственности, эмоционального восприятия мира и активное человеколюбие.

Когда учащийся берет в руки инструмент, у него начинается новая жизнь, жизнь создателя. Необходимость попробовать извлечь музыкальный звук самому должна придти естественным путем. Поэтому учитель не должен торопить ребенка, сначала учащийся должен привести свои чувства в порядок, понять, интересно ли это ему, хочется ли ему играть самому.

Перед тем, как взять в руки инструмент, учащийся должен узнать о том, что для того, чтобы научиться играть, необходимо много заниматься. Из осознания этого аспекта в процессе обучения игре на музыкальном инструменте затем вырастут такие нравственные качества как работоспособность, усидчивость, целеустремленность, настойчивость, уверенность и сознательность. Основы, заложенные в самом начале обучения, станут залогом успеха в воспитании духовно-нравственных качеств музыканта.

Духовно-нравственное воспитание это:
— подготовка подрастающего поколения к жизни,
формирование человека;
— создание пространства гармоничного развития личности;
— система организации духовной и материальной жизни
человека на разных уровнях;
— развитие, руководимое сообразно требованиям общества или культуры;
— управление процессом духовного и физического развития учащегося.

Существует технология, стратегия и тактика воспитания. Эти понятия включают в себя приемы и методы воспитания. Различают:
— традиционные методы (убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример);
— инновационно-деятельные (моделирование, алгоритмизация, творческая
инвариантность);
— неформально-межличностные (общение с родными, близкими, друзьями);
— тренингово-игровые;
— рефлексивные (самоанализ).

В своей педагогической практике я применяю интересные методики, разработанные специально для балалаечников. Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный музыкант, педагог, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко. Им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Он воспитал целую плеяду балалаечников: З.Савицкий, П.Шалов, Н Шубин, Н.Свиридов, Ю.Данилов, известные педагоги, имеющие свой исполнительский и методический опыт работы.

Также в своей работе я использую методику преподавания Ильиной Марины Викторовны, которая является последователем замечательной исполнительской школы Ю.Блинова. Марина Викторовна работает в Белорусской Государственной академии музыки, проводит открытые уроки, мастер-классы, делится опытом работы со своими коллегами.

Большой вклад в балалаечное исполнительское искусство внесли талантливые музыканты-композиторы: Александр Марчаковский, Дмитрий Калинин, Андрей Горбачев. Они расширяют репертуар, благодаря собственным сочинениям, разрабатывают материал по повышению уровня техники игры на балалайке.

Данный опыт заключается в совокупности работы с применением новых методов и опорой на традиционные, давно известные методики преподавания. Самое главное – не отбить интерес к занятиям, пробудить в каждом учащемся способность к самовыражению.

Цель моих музыкальных занятий – научить учащихся любить музыку, иметь о ней свое собственное мнение, развить музыкальные представления, раскрыть в ребенке потребность в самовыражении своих чувств посредством музыки, воспитать чувство прекрасного и направить творческие способности в правильное русло. Поставив перед собой цель, я размышляю о путях ее достижения. Цель одинакова для всех – каждого ученика, независимо от его способностей необходимо обучить. Каждый ребенок уникален, и бывает очень трудно прогнозировать успех в процессе обучения. Но говорить о невозможности достижения этой цели нельзя. Необходимо искать новые пути и поэтому с каждым новым учащимся появляются новые методы работы, новые педагогические технологии, новые идеи и программы обучения.

Основной формой обучения игре на музыкальном инструменте являются индивидуальные факультативные занятия. Оптимальное количество – 2 академических часа в неделю. В основе организации процесса обучения лежит определенная система, которую я разработала и применяю в работе в течение нескольких лет, составляя план факультативного занятия. В основе этой системы лежат цели и задачи духовно-нравственного воспитания молодежи. Система составлена на основе программы обучения игре на балалайке.

В соответствии с требованиями этой программы составляется индивидуальный план работы с учащимся. На каждом занятии обязательно должны присутствовать разнообразные формы работы, в результате которых достигается решение поставленных задач. Кроме основных форм работы на факультативном занятии, обязательно применяю здоровьесберегающие технологии и рефлексию. Учитель должен помнить о здоровье учащегося, что для него необходима разрядка для наибольшего физического комфорта. Большое значение имеет рефлексия: как чувствует себя ребенок, какое у него настроение, какие эмоции вызывают у него действия учителя (см. Приложение А).

При выборе форм и методов работы на факультативных занятиях необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
В младшем школьном возрасте у детей доминирует образное восприятие действительности, они активно включаются в познавательную деятельность, в систематический процесс учения, что усиливает развитие сознания, мыслительной деятельности. У них в основном сохраняется эмоционально-чувственное начало, оно доминирует над рациональным началом.
В подростковом возрасте в развитии личности доминирует открытие своего «я».
В юношеском возрасте доминантой развития личности является самоопределение и самоутверждение, а повышенная чувствительность имеет избирательный характер и касается многих сторон жизни.
Большую роль в развитии учащегося играет репертуар. При составлении индивидуального плана учащегося нужно учитывать требования существующей программы для соответствующего класса, а также индивидуальные черты учащегося: психофизические особенности, музыкальные способности, интеллектуальный уровень, работоспособность.

Репертуар должен включать произведения разных эпох, стилей, жанров. Обязательно включать в индивидуальный план белорусскую народную музыку и пьесы белорусских композиторов. Опираясь на классические традиции, включать в программу академических концертов произведения современной музыки. Большое внимание нужно уделять сохранению дидактических принципов доступности, постепенности и последовательности.

Исследуя разнообразные возможности обучения, я вижу перспективы. В духе современности использовать на факультативных занятиях компьютерные технологии. Основные направления, которые стали возможны с использованием компьютера это подготовка цифровых фонограмм (и видеоклипов), создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-секвенсеров, синтез звука и электронная музыка. Конечно, «живой» звук невозможно заменить электронным. «Живое» исполнение должно быть на первом месте. Компьютерные программы по обработке, записи и проигрыванию звука в практике учителя индивидуального обучения тоже имеют место, так как это интересно учащимся.

И еще один важный момент. Особенностью работы в классе балалайки является необходимость исполнения в сопровождении фортепиано. Учитель постоянно заботится о том, чтобы учащийся слышал партию фортепиано, умел анализировать ее и сопоставлять с партией балалайки. Для продуктивных домашних занятий, учащиеся моего класса используют оркестровые фонограммы.

1.2 Пути развития технических навыков учащихся

В период с первого по третий год обучения необходимо сформировать у учащегося четкое представление об уровне игры на инструменте. Здесь ребенок должен проявлять такие качества как: работоспособность, выносливость, усидчивость и терпимость. Игра упражнений и гамм не так интересует учащегося как игра художественного репертуара, поэтому необходимо воспитать в нем понятие о том, что понравившуюся пьесу можно сыграть, лишь владея определенным приемом, который требует отработки в отдельных упражнениях и этюдах.Но нельзя и перегружать учащегося упражнениями, особенно на первых занятиях. Иначе можно навсегда отбить охоту заниматься на инструменте.

Развитие уровня технических данных у учащегося это долговременное и кропотливое дело. Оно должно быть тесно связано с творческой работой: ведь из обычного упражнения можно сделать маленькую пьеску или музыкальную сказку, сочинить стишок или нарисовать картинку. Так интересней и веселей будут проходить разыгрывания и отработка упражнений.

Работа над техникой развивают у учащегося внимание и точность движений. Особенно этому способствуют ролевые игры: поменяться местами учителю с учащимся, доверить проверку исполнения упражнения одноклассником, доверить показ упражнения однокласснику под контролем учителя и т. д.

Контроль над развитием технических данных осуществляет учитель, который сам в совершенстве должен владеть необходимыми приемами, а также самостоятельно повышать свой уровень техники игры на инструменте. На академических концертах ясно видно развивается учащийся в техническом плане или стоит на месте, а может и ползет вниз.
Таким образом, интенсивное развитие уровня технических данных учащихся влияет не только на успешные занятия, но и обуславливает формирование положительных личностных качеств учащегося, закрепляет исполнительский аппарат и выручает в обстановке выступления на публике.

На начальном этапе обучения на балалайке очень важно слушание музыки (см. Приложение Б,В,Г).Затем развитие уровня технических данных. В возрасте шести-семи лет только формируется исполнительский аппарат, ребенок быстро устает, не может терпеливо и долго работать над одним и тем же. Поэтому в качестве упражнений я предлагаю ученику игру и сочинение(см.Приложение Д,Е,Ж). Через игровые методы ребенку проще усвоить теоретический материал и скорректировать действия рук и пальцев. Главное, чтобы каждый отрезок информации ассоциировался у ребенка с образом на листе бумаги или в поделке. Все эти образы (рисунки, картинки, лепка из пластилина, карточки, таблички, кроссворды, ребусы, загадки) могут вначале составляться учителем, а затем и самим учеником. Через игровые творческие методы обучения мне легче наладить контакт с учащимся, заинтересовать в работе над сложным материалом, воспитать прилежание и работоспособность.

Сухой язык преподавания никак не сумеет мотивировать личность на творчество, а может лишь дать теоретические и практические знания, умения и навыки игры на инструменте. Поэтому я обращаюсь к творчеству: использую на уроках игры, картинки, яркие образы, запись звуков и музыки, предлагаю подобрать движения или стихи под музыку (см. Приложения И, К, Л).

При помощи этих методов учащийся легче запоминает теорию. Когда необходимо повторить пройденный материал, достаточно вызвать из памяти учащегося тот яркий образ. И он мгновенно вспоминает то, что от него требуется. А та легкость, с которой прошел этот процесс, будет приятной и повысит самооценку ученика.

Ритмические трудности преодолеваются при помощи ритмических партитур.
Ритмические партитуры — это карточки с нанесенными на них длительностями. Их можно прохлопывать, можно проигрывать на разных струнах или добавлять другие (шумовые) инструменты. Карточки можно менять местами, вследствие чего получаются новые варианты ритма. Позже к этому ритму можно подбирать слова или стихи (см. Приложение М, Н).

Я активно использую на уроках интеграционные методы работы с учениками. Это синтез музыки, живописи, литературы, хореографии и других видов искусств.
В целом творческих методов очень много и с каждым днем их становится все больше. Ведь каждый учитель стремится, как можно богаче разнообразить свои уроки, тем самым также совершенствуясь и творчески развивая себя.

Очень важно применять на начальном этапе методы творческой работы: сочинить похожее упражнение, подобрать или сочинить стихи к ритму изучаемой пьесы, сочинить мелодию или музыкальный отрезок, используя только что освоенный прием. Такая творческая деятельность помогает ученику лучше узнавать инструмент, его возможности и сформирует зачатки творческого мышления.

После того, как нужные приемы игры на балалайке освоены, их необходимо закрепить при помощи игры этюдов. Этюды нужно подбирать специально под изучаемый прием или на сочетание различных приемов.

Следующий этап в обучении игре на балалайке ни в коем случае не должен снижать темп повышения уровня технических данных учеников. Продолжается работа над закреплением изученных приемов и пополнением багажа новыми приемами. Работа эта базируется на повышении сложности этюдов и пьес, ускорением темпов в гаммах. Также, продолжается работа над освоением теоретического материала.

На этом этапе главным стимулом для ученика является то, что он видит результат своей работы. И очень важно, чтобы он мог показать этот результат не только в классе на занятии, но и в незнакомой ситуации: выступления на публике, академические концерты, музыкальные вечера или конкурсы исполнителей.

На последнем году обучения игра гамм и упражнений отходит на второй план. Главным направлением в этот период является работа над художественным образом, качеством звука, формой и содержанием произведений. Уровень сложности пьес в этот период достигает самой высшей точки не только в техническом смысле, но и в сложности осознания выбранного произведения. Здесь необходимо применять специальные методики работы. Например: работа над пьесой виртуозного характера в основном касается развития мелкой пассажной техники. Специфика балалайки состоит в том, что процесс звукоизвлечения на ней происходит в большинстве случаев при условии одновременных действий обеих рук.
Таким образом, развитие виртуозной техники предполагает развитие координации, а координация подразумевает синхронизацию импульсов левой и правой рук. Основное правило состоит в том, что правая рука опережает левую руку. При отработке виртуозных пассажей применяют методы работы над темпом, отработке музыкальных и технических деталей, фрагментарной работе над мелизмами, а также методы контроля за действиями пальцев. Ощущение взаимодействия пальцев со струнами очень важно при освоении пьес виртуозного характера. Лучшим упражнением на координацию является обычная гамма, исполнение которой позволяет улучшить ритмическую точность и ровность атаки, увеличить беглость, научиться маскировать смены позиций левой руки.

Немаловажной является методика работы над произведением крупной формы. Играть вариации для ученика сложно как в техническом плане, так и по восприятию. Понятие крупной формы чаще всего применяется в качестве метафоры и относится к масштабным произведениям в жанровом, драматургическом и структурном отношении.

Работу над таким произведением можно разделить на три этапа:
— создание общего представления о произведении и его художественных образах;
— углубление в сущность разучиваемого произведения;
— окончательное исполнительское воплощение.
Вышеперечисленные этапы свойственны процессу работы нал любой пьесой, однако, произведению крупной формы присуще разнообразие содержания и продолжительное развитие музыкального материала. В связи с этим, при исполнении сонат, вариаций, концертов тяжелей постичь единое целое и выявить особенность образа, что требует способности распределять внимание. Переключать его с одной задачи на другую, большого объема памяти и физической выносливости.
Завершая обучение, ученик должен иметь представление, а в идеале владеть всеми приемами игры на балалайке, уметь применять их при чтении нот с листа, игре в ансамбле.
Постоянные изменения в современном обществе, реформирование в организации образовательного процесса, появление новых возможностей с использованием компьютерной техники побудили меня к созданию новых подходов к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Обилие информации, большая нагрузка заставляет искать иные пути достижения поставленных задач. В этом случае важны такие качества, как оперативность возникновения новых методов и форм, а также своевременная исследовательская деятельность эффективности этих методов. На данном этапе выделяются следующие противоречия:

Негатив — Позитив
1. Негативное влияние социума
Продуманная и качественная система обучения
2. Ослабленное физическое здоровье учащихся
Применяем здоровьесберегающие технологии на факультативных занятиях
3. Занятия на уроках музыки ассоциируются у школьников не с яркими эмоциональными впечатлениями, а со скучным делом:освоение малоинтересной для них информации Прививаем интерес к занятиям посредством применения новых педагогических и компьютерных технологий.

Коллективное музицирование (игра в ансамбле)

Глава 2
АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ — КАК ФОРМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Коллективная исполнительская деятельность обладает огромными потенциальными возможностями. Учащиеся, объединенные общностью творческих задач, получают яркие музыкальные впечатления и эмоции, обогащающие их внутренний мир. Занятия в ансамбле помогут раскрыть творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке.

Ансамбль — вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического развития. Основой его является коллективность.

«Что касается вопроса привлечения масс к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В. Андреев.

Наша задача – воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учащихся, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.
Факультативные занятия «Инструментальный ансамбль» позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе обучения.
— Это повышение заинтересованности учащихся – детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность учащегося, выявляет его творческие наклонности.

— Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Балалайка ограничена в плане диапазона инструмент, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация учащегося к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Учащиеся получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

— Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие учащиеся, даже при очень хорошей подготовки в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит не выразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или учителя и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.

Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, а также умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На своих занятиях, я стараюсь создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях. На сегодняшний день я являюсь руководителем двух ансамблей. Смешанного ансамбля народных инструментов (возраст учащихся 11-14 лет) и ансамбля балалаечников (возраст учащихся 8 лет).

Первое, с чего начинается работа ансамбля, — это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле. Размещение ансамблистов должно быть стабильным, и не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходиться репетировать и выступать. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.
Методы работы над музыкальным произведением на факультативных занятиях «инструментальный ансамбль» могут быть следующими:
— объяснительно-иллюстративный – позволяет донести до учащихся необходимые музыкально-теоретические сведения о композиторе, стиле, характере произведения;
— репродуктивный — в его основе – показ учителя;
— творческий – способствует формированию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и фантазии.

В процессе занятий участники ансамбля овладевают умениями и навыками, необходимыми для коллективного исполнительства,
— слышание ансамбля в целом и своей партии в частности,
— ощущения общей метро-ритмической пульсации,
— согласованное звукоизвлечение,
— синхронное исполнение игровых приемов.
У учащихся развиваются музыкальная память, внимание, гармонический слух, чувство ритма, метра, темпа, динамики и агогики.
Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар.

Выбирая репертуар для детского ансамбля, я учитываю целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню учащихся, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах. Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.
Итогом деятельности ансамбля является создание художественного образа в процессе совместного музицирования. Каждый участник, наблюдая за рождением музыки, за взаимоотношениями в коллективе, постепенно формируется как личность, втягивается в увлекательный творческий процесс. Именно тогда в ансамбле возникает радость художественного сотрудничества, становится возможным появление полноценного концертного коллектива.

Мои ансамблевые коллективы активно участвуют в концертной деятельности, как на сцене гимназии, так и за ее пределами.
Выступали на сцене Академического драматического театра им. М. Горького (см. Приложение П).
Участвуют в районном конкурсе «Здравствуй, мир!»
Ансамбль юных балалаечников участвовал в Международном детском Интернет-конкурсе «Зимняя карусель» и одержал победу. Ансамбль награжден дипломом I степени (см. Приложение Р).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможностей для духовно-нравственного воспитания в гимназии достаточно. И благодаря систематической работе мы вместе с учащимися добиваемся хороших результатов.
Мои учащиеся с удовольствием участвуют в гимназических мероприятиях, концертах и конкурсах. Выступления на публике вызывает у них положительные эмоции, и я вижу, что выход на сцену для них является интересным событием в жизни. Перед выступлением они волнуются, что заставляет их переживать новые чувства.

Участие в конкурсах и мероприятиях, посвященных музыкальным событиям, делает учащихся более ответственными и исполнительными. Как руководитель методического объединения я вместе со своими коллегами организовываю музыкальные праздники, для того чтобы каждый учащийся мог проявить себя.

Каждый год на отделении «Народные инструменты» проводятся интересные мероприятия:
— фестиваль инструментальных ансамблей;
— концерт программной музыки;
— новогодний концерт «Рождественские встречи»;
— концерт для первоклассников и их законных представителей «Я выбираю инструмент»;
— концерт учащихся первого года обучения «Первые шаги»;
— конкурс этюдов.
В результате проведения этих мероприятий повышается рейтинг моего отделения, повышается профессиональный уровень учащихся и учителей, красочность и театральность концертов привлекает внимание большого количества слушателей и дает учащимся еще одну возможность обогатить свой опыт выступления на сцене.

Гимназические фестивали открыли дорогу и принесли победу многим учащимся на конкурсах более высокого уровня. По итогам проведения районного конкурса «Здравствуй, мир!» в номинации «Инструментальная музыка. Ансамбли» призовые места в этом году заняли восемь коллективов. В городском этапе конкурса «Здравствуй, мир!» примет участие три коллектива.
Конкурс этюдов проводится с целью поднятия уровня техничного исполнения, показать возможности наиболее способных учащихся для их дальнейшего перспективного развития.
Каждый год я организовываю концерт второклассников «Первые шаги». Для учащихся, это первый опыт выступления на сцене, и настоящий праздник.
Результаты можно оценивать и по итогам академических концертов, которые проходят два раза в год. Мои учащиеся показывают достаточно высокий уровень подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. В. И. Петрова, Н. М. Трофимова, И. С. Хомякова, Т. Д. Стульник «Азбука нравственного воспитания». Изд. «Питер» 2007г.

2. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум «Психология и педагогика» Изд. «Питер» 2008г.

3. Э. В. Островский, Л. И. Чернышова «Психология и педагогика». М. 2007г.

4. «Духовность человека: педагогика развития» под ред. Н. В. Михалковича. Мн. 2006г.

5. «Воспитание нравственной личности в школе» под ред. К. В. Гавриловец. Мн. 2005г.

6. «Психология и педагогика» курс лекций. М. 1998г.

7. В.Н.Наумчик, М.А. Паздников «Социальная педагогика» Мн. 2005г.

Портфолио к статье:

Черенкова Ольга Викторовна

Черенкова Ольга Викторовна

Руководитель Методического объединения учителей народных инструментов. Художественный руководитель: Ансамбль народных инструментов; Ансамбль балалаечников; Инструментальный ансамбль учителей и