История аккордеона

Аккордеон Демиана
Первый аккордеон

История аккордеона полна чудес - прежде чем ему появиться в современном обличии, он претерпел такие невероятные превращения, которые никому и под Новый год не могли присниться. Например, какое отношение к аккордеону имеет камертон, орган или загадочный инструмент-игрушка эолин? Оказывается, самое прямое.

А много ли существует музыкальных инструментов, день рождения которых известен наверняка? А день рождения аккордеона достоверно известен.

Кирилл Демиан, автор аккордеона, давший ему это чудное название (аккордеон по-французски - "ручная гармоника"), создал свой инструмент не на пустом месте. К моменту появления аккордеона, уже существовали орган, гармоника, губная гармоника и фортепиано, их элементы и впитал в себя новый инструмент.

С историей возникновения аккордеона тесно связано имя мастера-ремонтника музыкальных инструментов Франтишка Киршника. Он не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну из города в город, занимаясь настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Франтишек Киршник был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде подобных специалистов, у него был огромный опыт работы с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами.

В 1770х годах, работая в мастерской, предоставленной ему для экспериментальной работы знаменитым физиком и медиком Христианом Кратценштейном, Киршник изобретает новую конструкцию язычковых планок. Затем он создает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782г приезжает в Петербург.

портативный орган Киршника
Русские музыканты и мастера живо подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его к своим новым изобретениям. В 1797г Франтишек Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник.

Гармоника Киршника
А в 1800-1810гг в России игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле.

Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина, у которой такая гармоника была в доме уже несколько лет, играла на ней русские народные песни. Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека.

Христиан Фридриг Людвиг Бушман (1805-1864)
Христиан Фридриг Людвиг Бушман (1805-1864)

В 1822 году Христиан Бушман, 17-летний настройщик органов и фортепиано, чтобы облегчить настройку органных труб, создал специальное приспособление - камертон в виде маленькой коробочки, в которую был встроен металлический язычок.

Когда Христиан вдувал ртом воздух в коробочку камертона, язычок звучал, давая тон определенной высоты. Однако работать мастеру было неудобно, так как одной рукой нужно было придерживать это приспособление, а для работы оставалось только одна рука.

Тогда Христиан приделал к своему усовершенствованному камертону кожаный мех, наподобие кузнечного, который позволил ему во время настройки ставить приспособление рядом с собой, растягивать мех кверху, чтобы, сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал.

Приспособление Х.Бушмана Обе руки мастера оставались свободными, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Таким образом, звук инструмента извлекался язычками, свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической.

Следующее озарение подсказало мастеру, что незачем делать собственный мех к каждому язычку. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.

язычковый инструмент Бушмана
Первая конструкция современных язычков аккордеона

А еще чуть позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так семнадцатилетний мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя, ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него на это было очень мало времени - все отнимала основная работа.

эолина
В 1827 году инструмент, названный уже эолиной, в качестве детской игрушки Райт Хон привез в Англию. Об этом сообщило в 1830 году издание «The German Eolian Tutor»:
«this elegant little instrument was first brought to England from Germany, early in the year 1827, by the Right Hon» (этот маленький элегантный инструмент привезен в Англию из Германии в 1827 году Райтом Хоном).

В 1829 году музыкальная игрушка эолина попадает в руки к известному венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Расторопный мастер с сыновьями Гвидо и Карлом совершенствует ее и 25 мая 1829 года получает патент на изобретение музыкального инструмента, названного им аккордеоном (фр.-«ручная гармоника» ).

Оперативности Демиана на самом деле можно подивиться: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями начинает производить аккордеоны и продавать их. И совсем скоро, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана становится известным инструментом, а не детской игрушкой. На нем можно было играть, правда, только очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой…

Это первый прообраз современного инструмента. Сегодня аккордеон так кардинально модернизирован, что от той «детской забавы» осталась одна идея!

История аккордеона и родственных ему гармоник стала поводом создания музеев с коллекциями самых интересных и знаменитых инструментов.

Музей гармони в Москве1
Музей гармони в Москве

Самые значительные музеи:

- Музей Гармоник в России, в Москве - лучший в мире и самый обширный,
- Музей Национальных Гармоник в Германии в г.Клингентале,
- Музей Гармоник в Италии в г.Кастельфидардо и
- Музей Аккордеона в США в г.Супер Иор-Делуси.

Подготовила: Венская И.С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *