Культурное наследие, Методическая работа, Образцовый детский хор Журавинка

А. Глушанина: Колокол (ч.2)

Методическая работа

Автор: Глушанина А.В.

Колокол
2 часть

(Читать Колокол — 1 часть)

II раздел Из истории церкви и богослужебного пения

«12 августа 1479 года. Гудят колокола над Москвой. Освящается новый, только что законченный болонцем Рудольфо Фиораванти Успенский собор московского Кремля…Огромное стечение людей…Стихли колокола и вдруг…неожиданно, с небывалой мощью вступил хор, и потрясённые люди повалились на колени. Хор продолжал звучать могуче…, и Москва дивилась ещё одному чудному созданию…» (В.А.Чернушенко «Первый русский хор»).

История развития церковного пения постепенно складывалась из деятельности многих одарённых Богом служителей, монастырей, церквей и композиторских школ. Пение являлось и является, по сей день неотъемлемой частью Богослужения. Сотворение мира также сопровождалось восклицанием и радостью сынов Божиих «… при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости…» (Библия, кн. Иова гл. 38, ст. 4, 7). Евангельская история повествует, что во время рождения Иисуса Христа «внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение» (Евангелие от Луки гл. 2, ст. 13-14).

Музыкальное искусство известно с древнейших времён: «Иувал (потомок Каина) был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Библия, Бытие гл. 4, ст. 21). Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Радость, веселье и грусть передают они рукою музыканта: «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицаникм» (Библия, Псалтирь псалом 32, ст. 2,3). Свирель — деревянная трубка с отверстиями. Со времени Иувала свирелью пользуются пастухи всего мира. Таким образом, Иувал, восьмой от Адама, положил начало инструментальной музыке.

В странах древнего мира (Египет, Вавилон, Персия) ежегодно устраивались большие торжества в честь богов плодородия. Египтяне называли свою музыку словом «ХИ» — удовольствие. Но для прославления своих многих богов они имели особую музыку.

В истории древней музыки и пения особую роль играл царь «сладкопевец» Давид. В юности он был пастухом. Впоследствии был помазан на царство пророком Самуилом. За сорок лет царствования Давид очень много сделал для развития духовной музыки и пения. Школы времён Давида готовили певцов и способствовали осмыслению музыки. Сто пятьдесят библейских псалмов носят название псалмов Давида. Поэтическая красота их общеизвестна и всеми признана.

Вся церковная музыка последующих веков вплоть до наших дней носит черты древнеиудейского храмового пения. Знаменный распев православия, григорианский хорал католицизма и протестантский хорал лютеранской церкви подвергались многовековым влияниям народной музыки стран, где они распространены, но они сохраняют ядро духовности, истоки которого сокрыты в духовном пении времён творца этого пения, псалмопевца Давида.

Как свидетельствует исследователь церковного пения профессор и регент Скорбящего храма Н.В.Матвеев (1909 — 1997), ко времени введения христианства самыми образованными в музыкальном отношении были греки и евреи. Эти два народа положили в основу пения мелодии псалмов и законы музыкальной системы.

Родиной еврейской и греческой музыки был Египет. Один из основателей древнегреческой музыкальной системы Пифагор был обучен музыке египетскими жрецами. Но «у евреев музыка и пение не были искусством, они принадлежали религии… В Греции же пение и музыка имели государственное и образовательное значение…» (Н.В.Матвеев «Хоровое пение» 65, с. 103 — 104).

Начало христианского церковного пения освящено примером Христа Спасителя, который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Евангелие от Матфея гл. 26, ст. 30). Это пение Спасителя с учениками и есть начало всего новозаветного, Богослужебного пения. «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» — говорил св. Иоанн Златоуст. С этого времени пение стало неотъемлемой принадлежностью каждого собрания первых христиан.

Христианство принесло миру новое богословие. Церковное пение шло от чтения к декламации. Пение было одиночным и общенародным, позже была введено попеременное пение по группам вслед за чтецом. Музыка, как и всё христианское искусство, имеет только одну цель — помочь человеку сосредоточиться в молитве. Первые христианские композиторы (Ефрем Сирин — IV в., Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин) — авторы удивительных по красоте песнопений, до сих пор звучавшие в монастырях и под сводами храмов.

Пение христиан в I веке по своим музыкальным основам покоилось на тех же музыкальных принципах, какие были созданы до появления христианства. Оно являлось искусством однородным, чисто мелодическим. Особенностью античного звукоряда было применение в них кроме тона и полутона ещё и полуторатоновых и даже четвертитоновых интервалов. Церковь апостольского века предписывала верующим следовать тому роду пения, который в данной местности употребителен. Девизом пения была свобода и терпимость ко всем родам i видам музыки того времени.

Зародившееся христианство очень быстро распространилось по Римской империи. Христиане объединялись в общины. Во II и III веках их преследовали владыки Рима, и они вынуждены были проводить Богослужение в катакомбах — подземных галереях. К III веку церковь укрепилась настолько, что встал вопрос о приоритете язычества или христианства. Со времён императора Константина Великого (†331 год по Р.Х.), открыто объявившего, что христианство — религия господствующая, многое изменилось. Появилось монашество, стали устраиваться праздники в память святых мучеников и подвижников. В церкви всенародное пение превратилось в специально хоровое при участии специально подготовленных людей. Образовалось церковное осмогласие, окончательно установленное в течение последующих веков.

Вместе с тем приближался закат Римской империи. В 395 году огромная империя раскололась на две: Римскую — Западную и Византийскую — Восточную. Византия объединяла многие народы с различными песенными традициями. В отдельных монастырях зарождалась своя музыка, свой напев. От древности Византийская Церковь заимствовала молитвенное чтение нараспев и иудейское псалмодическое пение с расцвечиванием концовок. Монастырское чтение, медленное, спокойное, тягучее — вот простейший вид пения того времени.

В период V — VIII веков западная церковь окончательно установила у себя пение на четыре гласа, построенное исключительно на диатонике. К концу VI и началу VII веков к четырёхгласию прибавляются дополнительные четыре лада. Принятие нового вида пения относят к временам Григория I Великого; оно было названо григорианским.

В восточной церкви развитие пения шло также в сторону осмогласия, но несколько иным путём. Своё полное завершение как установленная система это пение получило в середине VIII века при святителе Иоанне Дамаскине (676 — 756). Он систематизировал и завершил осмогласие в теории и на практике. Именно под звуки этих напевов было совершено крещение русского народа в водах Днепра.

На западе и востоке постепенно стали создаваться напевы, несхожие между собой. Западная церковь вводит к пению орган для инструментального сопровождения. С появления полифонии западное осмогласие утратило своё самостоятельное значение.

Православный восток в эпоху IX — X веков не сделал в области церковного пения никаких открытий. Пение упорядочилось, исчезли все излишества, установились виды песнопений: стихиры, тропари, кондаки, каноны и т.д. так же получил всеобщее распространение способ нотной записи — крюкового письма.

Музыкальная культура славян дохристианского времени не сохранила записи музыки. Однако народная песня говорит нам о высоком уровне певческого искусства. «Народное музыкальное творчество, не стеснённое идеями христианского аскетизма, не ограниченное требованиями теории, развивалось в свободной манере вокальных импровизаций» — читаем у исследователя древнерусской музыкальной культуры Л.Н.Романова (110, с.177). Песнетворчество славян иногда сопровождалось игрой на духовых (сопели, жалейке, волынке), ударных (бубне, барабане) и струнных (гуслях) инструментах. «Музыка сопровождала праздники, события семейной жизни, пиры, игрища», — пишет Н.М.Карамзин (47, с. 8). Вокальные принципы, взятые в дальнейшем за основу пения в церковных хорах, характеризовались прежде всего отношением к слову.

В 988 году Русь приняла христианство из Византии в качестве государственной религии. Менее чем через полвека после принятия христианства Киевская Русь вступает в полосу расцвета своей культуры, достигая апогея в XII веке. Просветители славянского мира Кирилл и Мефодий переводят часть Библии на славянский язык. Монастыри становятся центрами песенности, нотного письма и музыкальной грамотности.

В Византии гласы святого Иоанна Дамаскина оставались неизменными. В России же, под влиянием русской песенности, они изменялись. Напев XII века со значительным преобладанием речитативности и повторением звуков на одной высоте совершенствовался в течение каждого столетия, украшался каждый звук слова, пелись гласные то закрытым, то открытым ртом. Искусные певцы – дьяки часто украшали пение в ущерб тексту.

Более четырёхсот лет назад в сонме древних патриарших кафедр появилась ещё одна – Московская. 26 января 1589 года патриарх Константинопольский Иеремия с Собором архиереев совершил интронизацию первого русского патриарха – Иова. Установление патриаршества было обусловлено возрастанием духовного авторитета Русской Церкви и укреплением Московского государства. После падения Византийской империи «юнейшая», но к тому времени уже зрелая и значительная Русская Церковь стала оплотом Вселенского Православия.

Что же принесло патриаршество в русскую жизнь? Оно не увеличило собственно церковной власти первосвятителя, поскольку и власть прочих патриархов, согласно канонам, была не более той, какой обладал московский Митрополит – Предстоятель самостоятельной Церкви; власть эта всегда ограничивалась соборной властью. Но патриаршество возвысило перед лицом всего христианского мира Русскую Церковь и её Предстоятеля: он взошёл на такую ступень, выше которой нет в Православной иерархии.

В допетровской Руси Патриарх был проповедником идеи церковности, той церковности, которая освящала всю русскую жизнь, включая и государственное строительство. Он принимал непосредственное участие в земских соборах, все постановления которых начинались словами: «По благословению отца нашего Патриарха…» Согласие государя созывать земские соборы и выслушивать их мнение основывалось на том, что и сам царь, и народ одинаково преклонялись перед общим духовным авторитетом христианского начала, имевшего живое воплощение в лице Патриарха. Спустя несколько десятилетий сын царя Алексея император Пётр I, стремившийся превратить Русскую Церковь в инструмент, послушный прежде всего государственной воле, принял решение о замене патриаршества псевдособорным коллегиальным управлением, преобразованный в Святейший Правительствующий Синод.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого государя», — титул, которым пользовался только Патриарх Филарет Никитич по праву царского родителя. Патриарх Никон ревностно проявил себя как церковный реформатор. Он упорядочил Богослужение, заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, символизирующим пресвятую Троицу. Никон провёл исправление Богослужебных книг и упорядочил Богослужебное песнопение. Однако его церковные реформы породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачили жизнь Русской Церкви на несколько столетий.

Со времени церковной реформы Патриарха Никона и последующих преобразований Петра Великого изменяются и вековые певческие традиции в Богослужении. В нём начинают господствовать привнесённое с Запада гармоническое партесное пение, постепенно вытеснившее исконно православные древние распевы. При Петре I (1721 год) начался новый период в истории Русской Православной Церкви, получивший название Синодальный. В этот период появилось много замечательных композиторов: Н.П.Дилецкий – украинский композитор, педагог и музыкальный теоретик, автор трактата «Идея грамматики мусикийской»; В.П.Титов – государев певчий дьяк, композитор, первый выдающийся мастер русского партесного пения, автор многоголосных концертов, Многолетия; С.А.Дехтярёв – композитор, дирижёр, певец хора графа П.Б.Шереметьева, автор множества духовных концертов; М.С.Березовский – композитор, обладающий глубоким и самобытным талантом. Известны его 18 духовных сочинений, из которых «Верую» и концерт «Не отвержи мене во время старости» отличаются особой выразительностью и драматизмом; Д.С.Бортнянский – композитор, дирижёр, педагог. Им написано более 100 духовно-музыкальных произведений.

Идея восстановления патриаршества получила широкое распространение среди иерархов, богословов и церковно-общественных деятелей во второй половине XIX века и, особенно, в начале XX века. В октябре 1917 года Поместный Собор принял постановление, которым определялось, что в Русской Православной Церкви восстанавливается патриаршее управление. Церковь возглавляется Патриархом, который является первым по чести среди равных ему по благодати епископов. Восстановление патриаршества явилось не простой реставрацией древнего церковного уклада. Это был акт самоопределения Русской Православной Церкви, совершённый ею в судьбоносное для России время.

Но вернёмся к реформам в церковном пении. В это время на Украине и в Беларуси процветало «партесное пение» — многоголосие с делением голосов на дискант, альт, тенор и бас. Это было пение аккордового склада с пятилинейной нотацией в мажорно-минорной системе. Русские композиторы второй половины XVII века, соприкоснувшись с партесным пением, заимствовали из него пятилинейную нотацию, основы гармонии и более совершенный склад хоровой партитуры, но не копировали польско-белорусское партесное искусство. Принимая основы гармонии, они сохранили принцип мелодического развития и предпочли русские приёмы полифонического письма – подголоски. В поисках новых красок звучания смешанного хора русские композиторы, сохраняя черты народного многоголосия, использовали несимметричный ритм, широкую распевность мелодии, связь музыки с церковным текстом.

Московские «певчие дьяки» и композиторы Николай Бавыкин, Степан Беляев, Василий Виноградов, Василий Титов и др. – прямые наследники предшествующих поколений мастеров знаменного пения – создали замечательные образцы партесного многоголосия – новый стиль национальной хоровой культуры, русское партесное пение. Эмоционально-художественная насыщенность многоголосного звучания и более удобная линейная нотация создали предпосылки для довольно быстрого расширения географии пертесного пения. Пение в церквах становилось профессиональным.

В последней четверти XVI века церковное пение стало преподаваться как самостоятельный и как один из главных предметов. Московские и все русские певчие дьяки полюбили новый вид замечательного хорового пения и обеспечили ему широкое и быстрое распространение. За кроткое время восьмигласник и праздничные песнопения были переложены на партесное пение, т.е. гармонизированы. Полный «Обиход» церковного пения был напечатан в 1772 году. Многие русские композиторы в своём хоровом творчестве обращались к текстам Всенощной. Среди них: А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков, П.И.Чайковский, А.А.Архангельский, М.М.Ипполитов-Иванов, А.Г.Гречанинов, С.В.Рахманинов.

Талантом русского народа созданы прекрасные древние напевы, сохранившиеся до наших дней. До конца XVII века песнопения православной обедни исполнялись одноголосно, «знаменнвм распевом». Знаменный распев (он же Столповой, или Крюковой) создан религиозным творчеством русского народа и из всех распевов, которые приняты православной Церковью, есть самый древний. Киевский, Греческий и Болгарский распевы явились много позднее и вошли в церковно-певческую практику как второстепенные и дополнительные к основному распеву.

Русская хоровая культура складывалась веками. Исстари определились в ней два основных момента: академическое и народное пение. Академическая школа хорового пения сложилась под влиянием церковных песнопений, вначале одноголосных, позже многоголосных. Церковное пение уже в ранней своей стадии получило профессиональную направленность.

Известно, что в 1774 году ставился вопрос о специальном обучении церковных певчих, а в XV веке был создан первый профессиональный хор «Государевых певчих дьяков», превратившийся в 1796 году в придворную певческую капеллу. Управляющим капеллой был назначен композитор Д.С.Бортнянский.

Творчество крупнейших мастеров хорового пения М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского ознаменовало новый этап в истории русской хоровой Богослужебной музыки. Опираясь на традиции знаменного и партесного пения, эти композиторы создали свой хоровой стиль, отличающийся глубокой выразительностью, многообразием содержания и блестящим вокальным мастерством.

Д.С.Бортнянскому одному из первых русских композиторов принадлежат опыты гармонизации старинных церковных напевов, но в этих работах он изменил характер движения подлинных мелодий, и из-за не свойственного им гармонического сопровождения они весьма отдалённо напоминали собой оригинал. Все наиболее видные композиторы, работающие в области церковной музыки, внесли по мере своих сил и таланта вклад в общее великое дело, дело создания собственной национальной духовной музыки. Последовательно развивали и углубляли сделанный Д.С.Бортнянским почин такие видные русские композиторы, как П.И.Чайковский, Н.В.Римский-Корсаков, С.Балакирев, А.А.Архангельский, С.Смоленский, А.Д.Кастальский, А.Г.Гречанинов, С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков.

В последнюю четверть XIX века в истории русского церковного пения обнаруживаются новые характерные явления. Московский Синодальный хор и певческое училище при нём вводят в церковно-певческую практику исполнение древних распевов, изложенных в современной музыкальной форме. Обязательное пение Синодального хора в Большом Кремлёвском Успенском соборе, где свято соблюдалось предание старины: выполнение Церковного Устава, знаменный распев и т.д., создало ему большую известность и привлекло внимание музыкальных сил России. Русские композиторы видели в Синодальном хоре пример достойного подражания, что серьёзно повлияло на создание нового музыкального московского направления. Основоположником этого направления надо считать П.И.Чайковского, который, переложив древние распевы песнопений Всенощной, поставил задачу «…возвратить нашей Церкви тот строй Богослужебного пения, который искони составлял её драгоценное состояние».

К началу XX века в церковном пении довольно определённо сложились два направления – московское во главе с Синодальным хором и училищем и Петербургское, центром которого была Придворная капелла. Московское музыкальное направление представлялось композиторами: С.Смоленским, А.Д.Кастальским, А.Г.Гречаниновым, П.И.Чайковским, А.Никольским, В.Калинниковым, М.М.Ипполитовым-Ивановым, С.В.Рахманиновым. Петербургское музыкальное направление представлялось композиторами: Н.В.Римским-Корсаковым, М.Балакиревым, А.А.Архангельским, А.Львовым, Г.Львовским и др.

В начале XX века хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета; почти во всех православных русских храмах были достаточно квалифицированные церковные хоры с хорошим количественным и качественным составом певцов. Наиболее выдающиеся хоры этого времени: придворная певческая капелла, Московский Синодальный хор, хор А.Архангельского (Петербург), хор И.Юхова (Москва), капелла Ф.Иванова (Москва). На протяжении многих веков Русская Православная Церковь знает только вокальную (хоровую a cappella) музыку.

Церковь новозаветная, по примеру Спасителя и святых Апостолов, установила исполнение песнопений при Богослужении только вокальное, без сопровождения музыкальных инструментов. Основание этому заключается в самой природе человеческого голоса, способностью своим тембром выражать самые различные, глубочайшие и тончайшие человеческие чувства. В особенности с текстом вокальное исполнение священных песнопений способно производить на слушателя неотразимое впечатление. О церковном пении св. Иоанн Златоуст ещё говорил так: «Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст: каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний. Бессмысленное пение недостойно христианина, каждое действие которого должно быть разумным».

Содержание Богослужебного пения есть молитва, которая развёртывается в духовном мире. «В молитвах и песнопениях церковных, по всему их пространству, движется Святой Дух истины», — говорил великий чудотворец св. Иоанн Кронштадский, – «В ответ на ревностные духовные усилия молящихся, Он просвещает и очищает весь внутренний состав человека, его душу и тело, умудряет ум, раскрывает сердце Богу, вселяя в него любовь, укрепляет духовную волю, освящает желания…» Это освящающее и преображающее действие и есть сокровенное содержание церковной музыки. В ней нет места эмоциям как немирным взвихрениям сердца. «Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеления в лучах Его» (Мал. 4:2). Исполнение этого обетованного восстановления Христом природы человека реально знают святые люди. В церковном языке есть ещё одно важное слово: умиление. Оно выражает необыкновенную светлую, неземную радость от того, что до конца сокрушена твоя гордыня, что бог победил тебя Своей любовью; в душе разливается неизъяснимой красоты мир и сама собой рождается в сердце песнь: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!»

Богослужебное молитвенное песнопение являет собой реальность вышеестественного общения с Богом благодатной помощью свыше. С давних времён и поныне, уже целое тысячелетие, наш православный верующий народ славит на Руси Христа Спасителя «В пениих и песнех духовных», усугубляя традиционные молитвы своими собственными молениями. И сливаются воедино в радостный гимн рождающемуся Спасителю и народная колядка, и канонические Богослужебные песнопения, и первое ангельское славословие: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!»

О пении как составной части богослужения

Богослужебное пение Русской Православной Церкви твёрдо встало на путь строгого национального стиля, исключающего всякую вычурность, искусственность, слащавость. Пение священных песнопений находится в самой тесной связи с молитвою и составляет весьма важную часть общественного Богослужения. Каждое Таинство, каждое молитвословие в Богослужении сопровождается в Православной Церкви песнопением.

Богослужением Православной Церкви называется ряд молитвословий, совершаемых в определённом порядке, с определёнными обрядами, в которых православные христиане приносят Богу и святым Его свои славословия, благодарения и прошения и при совершении которых получают от Бога милости и благодать Святого Духа.

Общественное Богослужение состоит из разных молитвословий, или церковных служб. Все эти службы приурочены к известным часам суток, дням недели и дням года и содержат моления, соответствующим воспоминаниям о религиозных событиях этих часов и дней. В древности, как в Римской империи, так и в Иудее начало суток считали с вечера и разделяли их на трёхчасия. С шести часов вечера наступала ночь, которая разделялась на четыре части или стражи (т.е. смены воинов). День начинался с шести утра и разделялся также на четыре части, которые назывались тоже стражами и часами. Такое деление суток было принято первыми христианами, которые установили: каждую часть суток начинать общественными молитвами. Так образовались восемь церковных служб: четыре ночные и четыре дневные. Кроме того, в исполнении заповеди Христа – преломлять хлеб в Его воспоминание, ежедневно совершается ещё литургия, а если нет литургии, то чин изобразительных, иначе обедница. Таким образом, составился круг суточного Богослужения из девяти служб.

В древности, преимущественно в монастырях, все службы суточного Богослужения совершались отдельно в часы, для них определённые. В настоящее время они соединяются в три Богослужения: вечернее, утреннее и полуденное.

На Великие праздники и на большую часть воскресных дней вечернее и утреннее Богослужения соединяются в одну службу, которая называется Всенощным бдением и состоит из вечерни, утрени и первого часа.

Пение, по своему содержанию, одинаково с молитвою. В песнях, как и в молитвах, человек прославляет Бога, благодарит Его и молится Ему как о себе, так и о других. Самой древней песней в христианской Церкви было «Малое славословие». Оно читалось так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» Малое славословие с самой глубокой древности употреблялось в заключение молитв, песнопений и чтений и называлось ответным стихом.

«Великое славословие» — песня «Слава в Вышних Богу…» Смысл этой песни – хвала родившемуся Спасителю мира, хвала Церкви, для которой родился Спаситель.

Серафимский гимн – «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф…» — был известен во II веке и входил в христианское Богослужение на литургии.

«Аллилуйя» — это хвалебная песнь, часто употребляемая при общественном Богослужении, и не переводится на какой-либо другой язык. Это слово иногда значит: «Хвалите Бога» или «Хвала Богу». Иногда этим словом означают некоторые псалмы.

Нельзя не упомянуть о «Гимне Божией Матери», который был пет в первые века христианства. Песнь Божией Матери – «Величит душа моя, Господа» — пелась наряду с псалмами и ветхозаветными песнями на утреннем Богослужении в каждый воскресный день и во все праздники.

О «Символе Веры» как песни, петой при Богослужении , св. Иоанн Златоуст говорит: «Символ Веры был пет во всех церквах Востока и Запада при Богослужении, как главная песнь всего Православного христианского песнопения».

История первых веков христианства свидетельствует о различных способах пения: пели все вместе; все поющие делились на два хора и пели попеременно; пел один певец, избранный из собравшихся, а народ подпевал. С IV века при Богослужении стали разрешать петь только специально посвящённым на эту должность певчим. С тех пор во многих церквах начали создавать церковные хоры. Так об императоре Юстиниане известно, что он для Софийской Церкви избрал 25 певчих.

В Русской Православной Церкви в настоящее время, как и в прежние времена, употребляются:
Знаменное пение – осмогласие простое и плавное. На этом напеве изложено всё последование Богослужения нашей Церкви. Знаменный распев Русской Православной Церкви – первоначальный и древнейший. Мелодии распева находятся в нотных книгах XII века и близко соприкасаются с византийским пением, появившимся на Руси с введением христианства. Своё название распев получил от слова «знамя», т.е. знак, нотный знак. Ещё его называют «столповой» распев. Это название указывает на связь этого распева с чередованием в церковном Богослужении восьми гласов по неделям от праздника Светлой Пасхи до праздника Светлой Пасхи следующего года, что составляет «столп». Знаменный распев перерастает из псалмодического пения в широко развитую кантилену, приобретая значение высокоразвитого искусства.

Демественный напев принесён к нам из Греции при великом князе Ярославе Владимировиче в 1051 году. Это пение на три голоса с прибавлением верхних и нижних тонов. Для изучения и обучению пения избирался Доместик, который был учителем хора. Его обязанностью было – распоряжаться писанием и певцами, устанавливать меру и число песен. Певцы обыкновенно разделялись на два хора или клира – правый и левый. Певцы получали своё образование в школах. Кроме главного Доместика иногда назначались ещё двое, один для правого хора, другой – для левого. Особая торжественность демественного пения, высокое мастерство исполнения обеспечили ему место в праздничном архиерейском Богослужении и в придворном быту московских царей.

Демественное пение отличается от знаменного:
a) Значительно большей распевностью;
b) Свежестью и яркостью мелодии;
c) Оригинальностью (свободой от канонизированности).

Пение всей христианской Церкви в продолжении ряда веков, плоть до XVI века, было только мелодическим, а исполнение – только унисонное, или попеременное – антифонное. Унисонное исполнение – это когда все голоса одновременно исполняют одну определённую мелодию.

В XVII веке московский инок Александр Мезенец по воле царя Алексея Михайловича собрал древние знаменные списки, привёл их в порядок и на основании их составил грамматику крюкового пения. С конца XVI века монахом Тихоном Макарьевским в России была введена западная нотная система, изобретение которой приписывается аббату Бенедиктинского ордена Гвидо, жившему в XI веке. Тихон Макарьевский перевёл прежние знамена в нотные линейки, установил ноты, написал ключ и подготовил текст в том виде, каким он вошёл в печатные издания. Появилось руководство для изучения «Киевского знамени».

«Киевский распев» близок к знаменному и отличается от него только ещё большей витиеватостью. «Киевские напевы» поются при погребении усопших, а также песнопения Великого поста и песнопения, употребляемые на литургии.

«Партесное пение» (его ещё называют «итальянским») известен тем, что певцы разделяются на четыре голоса, и каждый голос исполняет свою партию. Это пение из Италии перешло в Польшу и Беларусь, затем – в Москву.

Мелодическое и ритмическое строение церковных песнопений полностью зависело от ритмического строения Богослужебного текста, выражающего благочестивые мысли и молитвенные чувства. Прямым следствием этого являлось то, что музыкальный ритм в церковных песнопениях вполне подчинялся ритму словесного текста и так же художественно свободен, неравномерен по своему строению.

«Пойте разумно» — таково общее и существенное требование к Богослужебному пению. Исполнение может быть тогда разумным, когда разумен в отношении текста, мелодии и владении своим голосом. Текст тогда разумен, когда ты вникаешь в его содержание, осмысленно выпевая и оттеняя грамматические и логические ударения. Мелодия тогда разумна, когда она не отступает от типа церковных мелодий и выражает собой молитвенный смысл песнопения. Певец тогда разумен, когда в пении не злоупотребляет крайностей – «бесчинных воплей» и тихого шёпота. Пение должно быть исполняемо со «страхом и умилением» (Блаженный Иероним).

Святые Отцы, говоря о церковном пении, всегда подчёркивали его качественную сторону, т.е. стройное, сглаженное, доставляющее «сладость слуху», проникающее в душу исполнение. Это «действенная связь земли с Небом».

Церковное пение всегда было любимым в России, поэтому в его мелодиях столь полно выразились художественный гений и религиозная настроенность русского народа.

Характер и стиль обиходного пения

Песнопения Русской Православной Церкви с издревле сохранившейся национально характерной мелодикой, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым многообразием гармонизации, несимметричными ритмами занимает почётное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Обиходное церковное пение есть псалмодическое, т.е. речитативное пение, где главное и основное значение имеет Богослужебный текст, поэтому характер и техника хорового исполнения максимально способствует ясности и чёткости произношения слов. Текст в церковных песнопениях делится на неравномерные строки, что вызывает отсутствие повторности и в музыке.

В церковном пении выработан особый стиль обиходного пения, известный под название «читок». Этот способ исполнения обиходный песнопений является истинно церковным стилем обиходного пения. Пение «читком» заключается в следующем:

1. Каждый слог слов текста исполняется на каждую долю дирижёрского жеста при дирижировании на «раз». Начальные и конечные попевки каждой певческой строки, содержащие в себе две и более ритмические единицы, исполняются строго в темпе, при пульсации дирижёрского жеста;
2. Между строками не должно быть цезур. Всё песнопение исполняется чётко, в темпе, на цепном дыхании. Перед заключительной строкой делается общая цезура, и сама заключительная строка исполняется с некоторым замедлением к окончанию;
3. Темп исполнения обиходных песнопений стилем «читок» по метроному приблизительно четверть равна 120;
4. Необходимо ясно и понятно доносить богослужебный текст и его смысл до молящихся, чётко и ритмически пропевать каждый слог текста песнопения, используя цепное дыхание между певческими строками.

Духовная общность русского и белорусского народов

Духовное рождение восточнославянских племён в одной купели Святого крещения сыграло решающую роль в становлении древнеславянской народности, явившейся исторической основой образования и развития трёх братских славянских народов: русского, украинского и белорусского.

С момента установления христианства Православное Богослужение на Руси сопровождается пением. Несмотря на стремление к канонической строгости и сохранению древних традиций, церковная музыка испытывала на протяжении десяти веков различные влияния и видоизменялась подобно другим видам искусства.

Белорусские земли, исходя из их географического расположения на перекрёстке путей с севера на юг и с запада на восток, в разное время входили в различные государственные объединения (Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Русская империя). В связи с этим, культура Беларуси не всегда развивалась самостоятельно. Но и в сокровищнице белорусской государственности есть большое количество выдающихся личностей прошлого, чьими духовными сочинениями гордится белорусская нация.

Начиная с конца XVIII века и, вплоть до наших дней белорусская духовная музыка отражает древние церковно-музыкальные традиции. И обобщает многовековой путь развития самобытной музыкальной культуры Беларуси, которая, имея в своих истоках много общего с родственной ей и близкой по духу церковно-певческой культурой русского и украинского народов, отмечена, вместе с тем, и уникальными национальными чертами.

Песнопения современных белорусских композиторов отличается праздничной торжественностью, высокой духовной церковностью, мелодичностью и подлинной народностью музыкального языка.

Духовные песнопения А.Е.Туренкова «Торжествуйте днесь», «Хвалiце iмя Гасподне»; стихира Казанской иконе Божией Матери «Яко велика сущи» А.М.Волончика; духовные концерты белорусского композитора Людмилы Шлег; духовные произведения Денисовой, отца Андрея Бондаренко продолжают развивать белорусские церковно-певческие традиции, свойственные древнерусскому и белорусскому церковному пению, в основе которого лежит свет и радость всего Православного Богослужения, восходящие к тысячелетним истокам становления христианства на Руси.

Информационно-просветительская деятельность в области распространения знаний о колокольном звоне и церковных песнопений, как о составных частях Православного Богослужения

Одной из страниц жизни Православной Церкви Белорусского Экзархата становятся фестивали Православных Песнопений. Первый из них состоялся в 1989 году. В Минске прозвучали молитвенные песнопения Православной Церкви. С 1995 года фестивали стали регулярными. Начиная с 1996 года, на фестивале Православных Песнопений проводится конкурс хоровых коллективов. В них принимают участие церковные и светские хоровые коллективы, детские и взрослые, как любительские, так и профессиональные. Обязательным условием участия в конкурсной программе фестиваля стало исполнение знаменного распева и композиции современного белорусского автора (для светских хоров).

Начиная с первого фестиваля, в нём принимают участие и зарубежные хоровые коллективы из разных стран. Учредителями подобного мероприятия являются Белорусский Экзархат, Министерство Культуры Республики Беларусь и Министерство Образования Республики Беларусь при участии Комитета по делам религий и национальностей, а так же Комитета по делам молодёжи.

На фестивалях, кроме непосредственно исполнения церковных песнопений, проходят вечера духовной поэзии, художественные выставки и выставки детского творчества, школа-мастерская колокольного звона. Ежегодно участниками праздника становятся около 1500 человек. Хоровые коллективы – участники фестивалей – выступают с концертами не только непосредственно на конкурсе, но и на других концертных площадках города Минска, и в церквах. Председателем жюри фестиваля является лауреат Государственной премии, композитор, клирик Гродненской епархии отец Андрей Бондаренко. В состав жюри входят также известные музыканты. Долгое время, практически до своей кончины, в состав жюри входил известный белорусский хоровой дирижёр, руководитель хора Радио и телевидения Республики Беларусь, профессор Виктор Владимирович Ровдо.

Каждое мероприятие фестиваля создаёт атмосферу мира, добра и взаимопонимания, сплачивает и взаимообогащает всех участников в духе истинно христианской любви.

После закрытия очередного фестиваля (в 1997 году), Митрополит Слуцкий и Минский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет отметил, что в духовной музыке, так же как и в богословии, философии, раскрываются истины веры. Ведь литургическое богословие – это богословие, которое содержится в текстах различных песнопений и их мелодических формах, а православное песнопение – это богатейшая сокровищница духовного миросозерцания.

Подобные фестивали проводятся не только в Беларуси, но и в Республике Польша, в Латвии (город Даугавпилс), а также и в России.
Наряду с этим фестивалем, не менее значим духовный фестиваль для светских хоровых коллективов, проводящийся в городе Могилёве, под названием «Магутны Божа». Также ежегодно с 2003 года для образцовых детских хоровых коллективов проводится в рамках деятельности Белорусской Государственной Филармонии и Государственной капеллы имени Г.Р.Ширмы (художественный руководитель и дирижёр Людмила Ефимова) духовный фестиваль «Тебе поем», в котором регулярно принимал участие образцовый детский хор «Журавинка» Государственного учреждения образования «Гимназия № 15 г. Минска».

Наряду с фестивалями в Беларуси проводятся и Православные выставки-ярмарки: «Пакроýскi кiрмаш», «Православное Рождество». Программа выставок-ярмарок включает в себя как выставку-продажу церковной утвари, духовной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, так и выступления воспитанников воскресных школ, церковных хоров и звонарей. Также на протяжении действия выставки-ярмарки проходят выступления детских и взрослых хоровых коллективов, дипломантов и лауреатов фестивалей духовной музыки. Традиция проведения подобных мероприятий успешна.

Духовная музыка в исполнении образцового детского хора «Журавинка» Государственного учреждения образования «Гимназия № 15 г. Минска»

«Хор — это такое собрание поющих, в звучности которых есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественно отчётливо выработанные нюансы». П.Чесноков

Старший хор – это главная творческая лаборатория, выполняющая музыкально-образовательную и учебно-воспитательную задачи. Активное участие в исполнении серьёзных хоровых произведений определяет весь уровень музыкального развития гимназистов. На занятиях хора приобретаются необходимые вокально-хоровые навыки учащимися.

Детский хор «Журавинка» был образован в 1974 году на базе хоровой студии средней школы № 130 (ныне гимназия № 15 г.Минска). Организатором и художественным руководителем хора был Александр Евсюков. Сначала это был коллектив младших школьников (2-3 классов). В настоящее время выстроился постоянный возраст хористов: 13-16 лет (6-9 классов).

В 1980 году хору впервые было присвоено звание «образцовый» коллектив, неоднократно подтверждающийся. Одним их важных условий репертуара в концерте на звание «образцовый» является обязательное наличие духовных произведений, в большей степени православных.

С 1977 года началась интенсивная концертная деятельность хора. Здесь и выступления на съезде учителей Беларуси; и участие в смотре самодеятельного творчества г. Минска; и участие в фестивале искусств «Белорусская музыкальная осень»; показ мастер-класса на курсах повышения квалификации хормейстеров республики; концерты к знаменательным датам календаря; участие во всех Праздниках хоровой музыки г. Минска; и концерты в костёле св. Сымона и Алены на Рождественском Фестивале «Ave Maria». За участие во многих Фестивалях хор неоднократно награждался Почётными грамотами Дипломами.

С 1983 года хор становится постоянным участником хорового абонемента «Поют детские хоры» и выступает с сольными концертами на главной площадке страны в Белорусской государственной филармонии.

Свою известность хор приобрёл не только в городе, республике, но и за её пределами. Спустя год после своего образования хор «Журавинка» посетил многие города бывшего Советского Союза. Это – Москва, Казань, Ленинград, Киров, Горький, Жуковский, Дубна; Кишинёв, Сороки (Молдавия), Тбилиси (Грузия), Ужгород, Конотоп (Украина), Даугавпилс, Рига (Латвия), Вильнюс, Клайпеда (Литва).

С 1988 года хор стал выезжать на Международные музыкальные фестиваля за рубеж. География поездок очень разнообразна Участие в фестивале «Zpivame miru» в г. Градец (Чехословакия) – Диплом III степени, V Международный фестиваль в г. Братислава (Чехословакия) — Диплом II степени, Гран — При на VIII Международном музыкальном фестивале в г. Кантонигроссе (Испания). Кроме этого хор побывал в Италии (г. Триест и Сан-Джусино), Германии (г. Хале, Мастхольд, Ахим, Ульцин, Бад-Хазбург, фестиваль «Eurotreff» в Вольфенбюттеле), Англии (г. Ланголлен), Франции (г. Нант).

С 1999 года художественным руководителем хора становится выпускница Белорусской государственной консерватории Александра Глушанина. Сохраняя и приумножая свои традиции, хор продолжал свою насыщенную концертную деятельность. Это – встречи с делегациями из Болгарии, Великобритании, Швеции, Дании, Японии, Норвегии; участие в международной конференции «Друзья — сябры» (г. Слоним); участие в республиканских семинарах; подтверждение звания «Образцовый коллектив» (Диплом I степени); Диплом I степени V международного фестиваля православных песнопений в г. Минске; участие в правительственных концертах к 2000-летию Христианства и “За духовное возрождение”; концерты на открытии Белорусского отделения Российского музыкального общества “Камертон” в г. Бресте. В 2003 году хор становится Лауреатом Республиканского фестиваля юных талантов “Музыка – надежда XXI века”. С гастрольными концертами хор дважды побывал в Республике Польша. Традиционными остаются концерты в в филармоническом абонементе “Поют детские хоры” и “Праздниках весны”. С 1999 года хор является постоянным участником рождественских концертов в Костёле св. Сымона и Алены “Ave Maria”.

Во всех поездках хор приобретал верных друзей, которых потом принимал у себя дома. Значительно расширилась концертная деятельность солистов хора:
— Александр Резников – Дипломант Республиканского конкурса авторской песни “Дзень зямлі”;
— Галина Гаврилова — Дипломант Городского конкурса эстрадной песни “Белая Русь”;
— Анастасия Соколовская — Дипломант Городского конкурса исполнителей эстрадной песни “Рождественская звезда”, делегат международного конкурса “Хрустальная нота” в г. Санкт –Петербурге, Лауреат фестиваля юных талантов “Музыка – надежда XXI века”.

За свою многолетнюю деятельность хор выработал с любовью сохраняемые определенные традиции. Все встречи, концерты, поездки находят свое отражение в летописях хора, в фотографиях, на видео. Традиционно и проведение ежегодных проводов выпускников хора, хоровых лагерей отдыха, посещение выступлений других коллективов.

Репертуар хора отличается большим разнообразием. Обязательным является исполнение духовной музыки, произведений русских и зарубежных классиков, обработок народных песен, произведений композиторов – современников.

Репертуарный список духовных произведений образцового детского хора «Журавинка»

1. П. Чесноков “Литургия для женкого хора” соч. 16, “Покаяние”, “Свете тихий”
2. П. Чесноков “Господи, спаси” (трисвятое)
3. Д. Бортнянский “Слава и Ныне” опус № 9
4. М. Ипполитов – Иванов “Свете тихий”
5. А. Архангельский “Благослови Душе моя, Господа”
6. Л. Новосёлова “Богородице Дево, радуйся”, “Вонми небо”
7. Л.Шлег “Свете тихий”, концерт “Тебе поем” (Кондак Серафиму Соровскому)
8. Н. Бутоно “Хвалите имя Господне”
9. Из богослужения: “Тропарь Белорусским Святым”, “Богородице Дево, радуйся”, “Христос воскресе”, “ангел вопияше”
10. В. Кикта “Многие лета”
11. Знаменные распевы: “Тебе одеющегося” – стихира, глас V-й болгарского распева, “Возбранной воеводе” – глас VIII –й И.Дамаскина)
12. С.Рахманинов “Богородице Дево, радуйся”
13. С.Рахманинов “Всенощное бдение” (“Приидите, поклонимся”)
14. Белорусские Рождественские канты “Небо и Земля”, “Нова радость”

Заключение

Колокол для славянского человека был издревле голосом родины, символом единения нации, независимости и величия государства. Колокольный звон размерял время, призывал на совет и битву, собирал в минуты скорби и торжества. Поэтому и сегодня “оглохшим” странам так нужен малиновый звон.

Колокольный звон – это феномен, во многом не похожий на музыкальные явления. Он одухотворён. Это глас Божий многовещий, нисходящий к народу. Он – единственный музыкальный инструмент, используемый православной Церковью, тесно связанный с христианскими обрядами. И прежде, чем поднять его на колокольню, колокол всегда освящался священником, т.е. ему испрашивалось Божие благословение и сила. Напутствуемый такою церковной молитвой, колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Вот и утешал, и прекращал он бури и молнии, освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы, а человека укреплял в благочестии и вере, наставлял молитвою и славословием противостоять «всем диавольским наветам».

Через колокол укрепляли русские люди священную связь с Творцом. Наполняли свои храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов.

В споре о происхождении колокола ряд учёных считают его родиной Китай, откуда он по Великому шёлковому пути мог прийти в Европу. На Руси колокола стали появляться вскоре после принятия православной веры.

По преданию, первый колокол принадлежал святому Павлину, епископу Ноланскому. Якобы он увидел во сне полевые колокольчики, издававшие приятный перезвон, и после этого сна велел отлить колокола, имевшие форму колокольчика. Для больших колоколов понадобились особые сооружения — высокие колокольни. Чем выше колокольня, тем выше можно поднять колокол и тем дальше его слышно.

Звон в колокола бывает следующих видов:
1. благовест (призыв к церковной службе) — мерные ударения в какой-либо один особый «благовестный» колокол (большой, с густым приятным тембром);
2. перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
3. собственно звон, когда ударяют в два или более колоколов одновременно;
4. трезвон (жанр колокольной музыки, состоящий из трёх частей).

Звонят звонари и звоном врачуют землю. Сегодня учёные института литосферы, изучающие чудесные целительные действия колокольного звона в периоды эпидемий, подтвердили, что энергия ультразвуковой волны колокола действительно врачует человека и окружающую атмосферу. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, в несколько секунд уничтожает тифозную палочку и другие инфекции. Неверующие учёные недоумевают: откуда всё это знали много веков назад наши предки, круглые сутки, клепая то в одни, то в другие колокола, пока не сгинет болезнетворная напасть? А верующие учёные отвечают: без сомненья, эти знания от Бога.

Колокольный звон занимает центральное место в церковной службе. Причём, что в жизни христианской общины всё имеет центральное место, в том числе и свеча, и кадило, и удар в колокол. Гармония в синтезе церковных служб и искусств.

Песнопения также является неотъемлемой частью богослужения. Они способны производить на слушателя глубокое и неотразимое впечатление. Также духовное пение находится в самой тесной связи с молитвой.

Начало христианского церковного пения освящено примером Христа Спасителя, который окончил Тайную Вечерю пением псалмов. С этого времени пение стало неотъемлемой принадлежностью каждого собрания первых христиан.

Со времён императора Константина Великого (†331 год по Р.Х.), открыто объявившего, что христианство — религия господствующая, многое изменилось. Появилось монашество, стали устраиваться праздники в память святых мучеников и подвижников. В церкви всенародное пение превратилось в специально хоровое при участии специально подготовленных людей. Духовная музыка стала развиваться: слагались различные песнопения, в том числе и песнопения, посвящённые Марии, Матери Божией. Акафист «Богородице Марии» — известен и до наших дней.

В 988 году Русь приняла христианство. Монастыри стали центрами песенности, нотного письма и музыкальной грамотности. Церковное Богослужебное пение, возникшее вместе с распространением христианства на Руси, в дальнейшем развивалось самостоятельно и исторически сложилось как чисто национальный вид музыкального искусства.

Все достижения православного пения претерпевали большие изменения под влиянием русской песенности. Напев XII века со значительным преобладанием речитативности и повторением звуков на одной высоте совершенствовался в течение каждого столетия, украшался каждый звук слова, пели гласные то закрытым, то открытым ртом со специальными звуковыми эффектами.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Он провёл исправление Богослужебных книг и упорядочил Богослужебное песнопение. Одарённый пламенным красноречием, он неутомимо проповедовал в Церкви, завёл великолепную утварь и церковное облачение, уничтожил чтение на два голоса, установил лучший порядок в Богослужении и вместо существовавшего тогда неблагозвучного пения ввёл более приятное, применительно к древним греческим и киевским напевам.

К XX веку хоровое церковное пение достигло большого расцвета. Наиболее выдающиеся хоры этого времени: придворная певческая капелла, Московский Синодальный хор, хор А.Архангельского (Петербург), хор И.Юхова (Москва), капелла Ф.Иванова (Москва).

В настоящее время Богослужебное пение Русской Православной Церкви твёрдо стало на путь строгой церковности, где текст песнопений имеет главенствующее значение, и используется, главным образом, древние обиходные мелодии. На протяжении многих веков Русская Православная Церковь знает только вокальную (хоровую a cappella) музыку.

Пение священных песнопений находится в самой тесной связи с молитвой и составляет весьма важную часть общественного Богослужения. Каждое Таинство, каждое молитвословие в Богослужении сопровождаются в Православной Церкви песнопением.

В нашей Православной Церкви в настоящее, как и в прежние времена, употребляются:
1. «Знаменное пение», осмогласие, простое и плавное;
2. «Демественный напев» — пение на три голоса с прибавлением верхних и нижних тонов.
3. «Киевский распев» — близок к «знаменному» и отличается от него только ещё большей витиеватостью.
4. «Партесное пение» («итальянское») — разделение певцов на четыре голоса, каждый из которых исполняет свою партию.

Мелодическое и ритмическое строение церковных песнопений полностью зависело от ритмического строения Богослужебного текста, выражающего благочестивые мысли и молитвенные чувства.

Церковное пение всегда было любимым в Беларуси, поэтому одной из страниц жизни Православной Церкви Белорусского Экзархата становятся фестивали Православных Песнопений. Учредителями подобного мероприятия являются Белорусский Экзархат, Министерство Культуры Республики Беларусь и Министерство Образования Республики Беларусь при участии Комитета по делам религий и национальностей, а так же Комитета по делам молодёжи. Подобные мероприятие фестиваля создаёт атмосферу мира, добра и взаимопонимания, сплачивает и взаимообогащает всех участников в духе истинно христианской любви.

Наряду с этим фестивалем, не менее значим духовный фестиваль для светских хоровых коллективов, проводящийся в городе Могилёве, под названием «Магутны Божа».

Одновременно с фестивалями в Беларуси проводятся и Православные выставки-ярмарки: «Пакроýскi кiрмаш», «Православное Рождество». Программа выставок-ярмарок включает в себя как выставку-продажу церковной утвари, духовной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, так и выступления воспитанников воскресных школ, церковных хоров и звонарей.

Образцовый детский хор «Журавинка» не раз принимал участие в таких фестивалях, как «За духовное возрождение», концерты к 2000-летию принятия Христианства. А на V Международном Фестивале Православных Песнопений завоевал Диплом I степени. Репертуара хора отличается большим разнообразием. Одним из условий получения звания «образцовый» является исполнение духовной музыки.